Амзаракова Ирина Петровна

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры

 

 Список трудов И.П. Амзараковой


Направления научной деятельности
: лингвистика детской речи, детский и подростковый дискурс, немецкая разговорная речь, лингвостилистический анализ текста, лингвистические и прагматические проблемы коммуникации, лингводидактика, социолингвистика. 

Направления профессиональной деятельности: пропаганда изучения немецкого языка и культуры через деятельность Союза учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края; соучредитель и вице-президент МОО «СУНяз». Руководит магистерской программой «Иностранный язык и литература», аспирантами по специальности 10.02.04 – германские языки. Читает лекции по стилистике немецкого языка, теории и практике межкультурной коммуникации, ведет спецсеминары и курсы по выбору для магистров и аспирантов. Список опубликованных работ насчитывает свыше 140 наименований. Член Российского союза германистов (www.germanistenverband.ru ), Общества прикладной лингвистики (http://www.gal-ev.de/ )

Образование: Киргизский государственный университет им. 50-летия СССР, 1973; аспирантура при кафедре лексики и фонетики МГПИ им. В.И. Ленина, (кандидатская диссертация «’Монолог’ в немецкой разговорной речи», 1985); докторантура при Московском педагогическом государственном университете (докторская диссертация «Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста», 2006), доктор филологических наук, доцент.

Имеет опыт административной работы (ответственный секретарь приемной комиссии  университета, декан факультета романо-германской филологии, член учебно-методической комиссии, член ученого совета ХГУ, заведующая кафедрой). Награды: Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

 

Наиболее значимые публикации:

Амзаракова И.П. Языковой мир немецкого ребенка: Учебное пособие для студентов. – Абакан, 2004. – 240 с.

Амзаракова И.П., Майнагашева И.С. Путеводитель по миру образов немецких детских текстов: Культуроведческий справочник. – М.: Флинта; Наука, 2005 – 72 с.

Амзаракова И.П. Языковая личность ребенка: infans loquens и семантические аспекты его речевой реализации // Личность и модусы ее реализации в языке: Коллективная монография к юбилею доктора филологических наук, профессора Юрия Марцельевича Малиновича / И. П. Амзаракова, Н.П. Антипьев, Н.Б. Боева-Омелечко и др.; Институт языкознания РАН; Иркутский гос. лингв. ун-т. – Москва – Иркутск, 2008. – С. 20–51.

Амзаракова, И.П., Савченко В.А. Стилистика: Выразительные средства немецкого языка: Учебное пособие // И.П. Амзаракова, В.А. Савченко. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. – 140 с.

Амзаракова, И. П. Ребенок: язык, текст, коммуникация / И.П. Амзаракова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. – 332 с.

Амзаракова, И. П. Молчание как семиотический знак в культуре и коммуникации / И. П. Амзаракова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова: политематический научный журнал. Выпуск 3. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2013. – С. 23–27.

Амзаракова, И.П. Пространство игры в горизонтах бытия ребенка / И. П. Амзаракова // Иностранные языки в высшей школе: научный журнал / гл. ред. Я. М. Колкер. – Вып. 3 (26). – Рязань, 2013. – С. 5–11.

Амзаракова, И. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / И. П. Амзаракова. – Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2014. – 84 с.

Наиболее значимые научные проекты:

Амзаракова, И.П. (сост. и ред.) Разговорная лексика немецкого языка: из материалов диссертаций под руководством В.Д. Девкина. Словарь. Т.1: Словообразование / науч. ред. проф. В. Д. Девкин; отв. ред. И. П. Амзаракова. – М.: Изд-во МПГУ, 2010. – 498 с.; Т.2: Семантика и прагматика / науч. ред. проф. В. Д. Девкин; отв. ред. И. П. Амзаракова. – М.: Изд-во МПГУ, 2010. – 422 с.

Амзаракова, И.П. (сост. и ред.) Школа В.Д. Девкина. Описание разговорной речи: проблемы и перспективы / сост. И. П. Амзаракова, В. А. Савченко; под ред. И.П. Амзараковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Абакан: Изд-во Хакасского ун-та, 2010. – 216 с.

Участие в грантах:

Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста (ЕЗН Минобразования, распоряжение №603-30 от 07.04.2004), руководитель;

Проблема билингвизма в поликультурной среде Республики Хакасия (на примере билингвизма этнических немцев) – проект РГНФ №07-04-63801а/Т, 2007-2008 гг., руководитель;

Проблема идентификации культурных инвариантов ванализе социальной действительности в контексте региональной культуры», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2012 гг. (Госконтракт №02.740.11.0374) исполнитель.